К сожалению принтер это не магическая коробка, в которую можно просто загрузить 3D модель и она сама решит как ее распечатать. Слайсер это по сути CAM система для 3D принтеров. То есть пользователь должен самостоятельно загрузить модель, расположить ее на рабочем поле, выставить поддержки и ввести основные параметры нарезки модели.
Поэтому знакомство с любым программным обеспечением следует начать с интерфейса и базовых функций, которые необходимы для манипуляции с моделью.
Prusa Slicer позволяет загрузить 3D модели как в .STL, так и в .STEP формате. Просто перетащите модель в окно слайсера.
Вращение детали.
Вращать деталь можно 3 способами
- Функция поворот (1) (быстрая клавиша R).
При вызове данной функции на модели появляются три окружности вращения. Потянув за ползунок можно развернуть модель на произвольный угол.
Если с зажатой левой ЛКМ (левая кнопка мыши) мы переместим курсор на внешнюю шкалу, то поворот будет кратен 5 градусам (2).
Если сместим курсор ближе к центру, поворот будет кратен 45 градусам (3).
- Ручной ввод координат (4). В правой части слайсера есть область, где можно вручную указать точный угол поворота вокруг осей.
Данный метод достаточно удобен, но требует понимания вокруг какой оси будет происходить поворот
- Функция «Поверхностью на стол«.
Этот метод наиболее часто используется. Модели, которые правильно спроектированы под FDM печать как правило имеют базовую плоскость с которой начинается процесс печати. Не всегда модель загружается параллельно данной плоскости. Выбрав данную функцию (1) мы можем в явном виде указать какую плоскость (2) модели мы «положим» на плоскость стола
Расстановка/перемещение моделей.
Расставить модели на печатной платформе можно четырьмя способами:
- Если не выбрана ни одна из функций на боковой панели — зажав ЛКМ на самой модели можно свободно перемещать ее по плоскости стола
- Перемещение на левой панели (1). Выбрав данную функцию появляется три ползунка (2), каждая отвечает за свою ось. Поочередно двигая эти ползунки можно перемещать модель.
Важное замечание — при перемещении модели по оси Z (вверх) — модель будет обратно «прилипать» к столу. При перемещении вниз модель по сути будет обрезаться. Это иногда бывает полезным, если нижняя часть модели (обычно это художественные модели) имеет не идеально ровное основание.
- Так же как и с функцией вращения в правой панели (3) мы можем явно указать координаты.
- Автоматическая расстановка моделей (4). Данная функция наиболее удобна, слайсер сам равномерно размещает модели от центра к краям
Копирование моделей.
Если вам необходимо распечатать несколько одинаковых деталей, то при нажатии ПКМ на модели и выберете пункт «Задать количество копий» (1), в открывшимся окне введите требуемое количество копий (2).
Важное замечание — все настройки (принудительная поддержка или ручное расставление шва) будет распространятся на все копии, а не только на выбранный экземпляр.
Часто, при выгрузке моделей из CAD программ возникают артефакты в модели (открытые или развернутые полигоны и т.п.). В Prusa slicer встроена система «лечения» моделей. Сам процесс происходит в автоматическом режиме без каких либо настроек.
В списке загруженных моделей (в правой части экрана «стол»), если в модели имеются артефакты появится восклицательный знак. Если на него нажать, запустится процесс лечения.
Стоит отметить, что далеко не все модели в принципе стоит подвергать лечению, особенно те, которые сохранены из CAD программ (SolidWorks, Autodesk Inventor, Компас3В, Fusion360 и т.п.), слайсер довольно корректно работает с такими моделями. Если вы импортируете модель из программ полигонального моделирования (3DsMax, Blender, Rhinoceros 3D и т.п.), то при не правильном моделировании автоматическое лечение, особенно высоко полигональных моделей, может не помочь.
Поддержки — это вспомогательные структуры, которые на одноэкструдерных принтерах печатаются из того же материала. Поддержку нужна там, где часть печатаемой детали «висит» в воздухе, не имея опоры. Существует три опции генерации поддержек:
- Автоматическое расставление поддержек только от стола. Это означает, что если нависающий элемент (например прямоугольный вырез в теле модели) не расположен над плоскостью стола, то поддержка в этом режиме строится не будет.
- Автоматическое расставление поддержек везде. По сути та же опция, что и предыдущая, за тем лишь исключением, что поддержки будут строится везде, где есть нависания.
- Только принудительная. Поддержки будут строится только в тех местах, где мы вручную указали. Для этого необходимо вызвать функцию «Рисование поддержек»
Здесь мы можем буквально кистью нарисовать область на модели, где будут выстраиваться поддержки.
Либо выбрать опцию «умная заливка», указать угол свеса и выделить подсвеченную плоскость на модели.
Так как наша модель печатается по слоям, а на каждом слое существует начало и конец линии среза детали, то неизбежно проявляется так называемый шов. На данный момент полностью его скрыть не получается, но его можно «спрятать» в ту область модели, где шов не будет виден или не будет мешать.
Prusa slicer самостоятельно расставляет шов. В нашем случае в острый угол, но это не всегда оптимально. Для этого мы можем самостоятельно «нарисовать» шов на поверхности модели. Функционал схож с функцией рисования поддержек, рассмотренной ранее. (С правой стороны фото белыми точками показан шов в режиме превью)
После того, как мы импортировали модель, расположили ее на столе, расставили поддержки и отредактировали профили печати не спешите сохранять Gcode и печатать. После слайсинга модели открывается окно превью, в котором показывается нарезанная модель.
Не стоит пренебрегать данным функционалом. До печати модели можно сразу проверить правильность генерации поддержек, плотность заполнения, интенсивность обдува на разных слоях, скорость печати и многое другое. Помимо этого превью поможет вам понять в связи с чем проявляется артефакт на распечатанной модели.
В правой части экрана предпросмотра расположен вертикальный ползунок (1), перемещая который можно посмотреть модель в разрезе на каждом слое. В левой верхней части экрана имеется так называемая легенда «Legend» (2) — расшифровка визуального отображения нарезанной модели.
У нее есть несколько опций, давайте рассмотрим наиболее важные из них:
Тип линии.
На данной вкладке разным цветом выделены разные типы линий с временем печати и объемом используемого пластика. Мы можем быстро пройтись по слоям модели и посмотреть в каких областях какой тип линии используется и, например, оптимизировать настройки, что бы уменьшит время печати или улучшить прочность.
Скорость.
Мы рекомендуем избегать больших перепадов в скорости печати разных элементов модели, это может привести к не равномерной экструзии пластика.
Скорость вентилятора.
Часто обдув модели требуется не по всей высоте, а только на отдельных участках. Либо ровно наоборот — нужно равномерно обдувать модель. На этой вкладке наглядно показана интенсивность обдува по всей модели.
Объемный расход.
Иногда будет не лишним проверить нет ли больших превышений максимального расхода пластика. Дело в том, что печатающая головка сможет экструдировать то количество пластика, на которая она рассчитана, а если не корректными настройками мы это значение превысим, то подающий механизм не сможет подать требуемый объем, произойдет проскальзывание пластика на подающем шкиве и его засор.